Герб

Администрация
Тюменцевского сельсовета
Тюменцевского района Алтайского края

Изменения в сфере государственного земельного надзора, в свете Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ    

С 1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который определяет новый порядок организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности. В рамках закона Росреестр по новым правилам начнет осуществлять государственный земельный надзор.

Данный Закон с 01.07.2021 года сменил действующий № 294-ФЗ.

С 1 июля 2021 года документы контрольно-надзорных мероприятий оформляются в электронной форме и удостоверяются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). В случае отсутствия возможности проинформировать контролируемое лицо в электронном виде все документы до 31 декабря 2023 года будут по-прежнему направляться на бумаге. Узнать о ходе проверок и принимаемых решениях можно будет с помощью единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, а также через ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Новый порядок организации и проведения земельного надзора закреплен в Положении о федеральном государственном земельном контроле (надзоре),  которое разработано Росреестром и 1 июля 2021 года вступило в силу.

В новых правилах определены перечни контрольно-надзорных мероприятий, порядок их проведения, установлены виды действий, которые вправе выполнять должностные лица Росреестра в ходе проверок. Определены критерии отнесения земельных участков к определенной категории риска.

Декларирован приоритет профилактики правонарушений. Предусмотрено 5 видов профилактических мероприятий – информирование посредством размещения информации на сайте Росреестра о соблюдении обязательных требований; подготовка ежегодных докладов с обобщением правоприменительной практики; объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе контрольно-надзорных мероприятий); профилактический визит.

С момента вступления в силу нового закона закрепленная в №294-ФЗ презумпция добросовестности юрлиц, ИП перестает существовать.

Сведения о добросовестности контролируемых лиц теперь будут оцениваться в соответствии с частью 7 статьи 23 нового закона, и учитываться надзорными органами при отнесении объектов надзора к категориям риска.

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Ранее он составлял максимум 20 рабочих дней.

Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Ранее такая отмена была возможна лишь в отношении результатов проверок.

Наряду с мероприятиями, применяемыми ранее, закон предусматривает новые способы контроля:

– выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);

– инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Содержание Закона № 248-ФЗ свидетельствует о его направленности на снижение интенсивности и количества проверок.

Таким образом, проанализировав изложенные в №248-ФЗ процессуальные основы, положения закона на практике:

– помогут более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом и интенсивностью;

– будут стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц;

– позволят уменьшить непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и надзорных органов, повысит оперативность обмена информацией;

– позволят повысить эффективность и оперативность работы надзорных органов;

– снизят объем документооборота надзорных органов;

– предоставят надзорным органам дополнительные инструменты для оценки соблюдения обязательных требований;

– повысят эффективность надзорной деятельности в смежных видах контроля;

– будут способствовать повышению законности, прозрачности и эффективности надзорной деятельности, снижению количества споров при осуществлении контроля.